«InDriver»: новый игрок на рынке такси Москвы

Когда речь заходит о рынке такси в Москве, всегда всплывают названия одних и тех же компаний: «Яндекс. Такси», «UBER», «Gett», «Везет» и прочие. Ценовые войны, устраиваемые крупнейшими агрегаторами заказов такси, разоряют водителей, доход которых уменьшается с каждым месяцем, так что многие компетентные, по-настоящему хорошие таксисты просто уходят из профессии. Агрегаторов не ругает только ленивый: устанавливать свои цены права не имеют, ответственность перед пассажирами не несут, рынок монополизируют и т.д. И вот тут-то и появляется компания, о которой пойдет речь в этой статье – довольно молодой и очень перспективный стартап «inDriver», уже ставший серьезным конкурентом вышеупомянутым агрегаторам.

Что такое «inDriver»? Это, во-первых, мобильное приложение для заказа такси, во-вторых, компания, сумевшая за 6 лет вырасти из маленького стартапа в Якутии в серьезный международный проект. Все началось в 2012 году в Якутске, когда в городе был сильный мороз и таксисты подняли цены на свои услуги в несколько раз. Пассажиры не стали платить большие деньги, а самоорганизовались и создали вместе с независимыми водителями группу «Вконтакте», в которой пассажир сам предлагал цену поездки и искал водителя, готового его отвезти. Группа быстро стала популярной, и в 2013 году была продана предпринимателю в сфере информационных технологий Арсену Томскому, который разработал мобильное приложение «inDriver» на базе этой группы. В приложении пассажир сам назначает цену за поездку, а водители видят предложение пассажира и соглашаются/не соглашаются. В 2014 году компания стала расширяться на другие города России и даже на другие страны (Казахстан). В ноябре 2017 года сервис был запущен в Москве, и за полгода достиг серьезных успехов (каждый день несколько десятков тысяч поездок в Москве проходит по «inDriver»).

Очевидно, что люди, занимающиеся продвижением «inDriver», используют проблемы конкурентов, чтобы привлечь пассажиров и водителей. Для Москвы Арсен Томский и его команда вообще создали особые условия пользования приложением. На этом следует остановиться подробнее.

В «inDriver» существует минимальная цена поездки – сумма денег, меньше которой пассажир предложить не может. В Москве это 300 рублей. Таким образом «inDriver» решает сразу несколько проблем, выгодно отличаясь от основных агрегаторов заказов такси. Во-первых, приложение становится автоматически подходящим только для средних и длинных поездок, потому что на короткие дистанции пассажиру дешевле вызвать автомобиль такси по тому же «Яндексу» - там поездка может стоить для пассажира и 100 рублей. Агрегаторы доплачивают водителям за «коротыши», тем самым теряя деньги, а «inDriver» просто установил «минималку», избавив себя от необходимости доплат. То есть пассажиру имеет смысл пользоваться приложением только тогда, когда стоимость поездки в других сервисах превышает 300 рублей. Так «inDriver» автоматически избавился от «малобюджетной категории пассажиров» - людей, которые ездят на такси до булочной за хлебом, которые вызывают такси для поездки в 1 километр и т.д. Это, безусловно, привлекает водителей, которым очень надоело в том же «Яндексе» постоянно возить неплатежеспособных пассажиров.

В «inDriver» до 1 января 2019 года отсутствует комиссия, она составляет 0 %. То есть из Москвы компания пока что не извлекает никакой прибыли – расходы на содержание приложения покрываются за счет регионов, где комиссия уже установлена – от 3 до 5 %. На официальном сайте «inDriver» говорится, что после 1 января 2019 года будет установлена комиссия в 5 %, что, естественно, в 4-5 раз меньше, чем комиссия прочих агрегаторов (как правило, от 20 до 30 %). Таким образом новый сервис привлекает водителей, для которых работа с аналогом агрегатора совсем без комиссии еще два года назад казалась несбыточной мечтой. Возникает довольно интересный вопрос: а почему «inDriver» в состоянии установить комиссию в 5 % и нормально функционировать, тогда как другие агрегаторы ставят комиссию в 20-30%, утверждая, что именно столько им нужно для поддержки приложения? Получается, что на поддержание мобильного приложения нужно не так уж много денег – хватит и 5 % комиссии! И ведь не все эти 5 % уходят на приложение – у «inDriver» остаются деньги на расширение бизнеса, да и руководство получает хорошую прибыль. Значит, «Яндекс», «UBER» и остальные агрегаторы просто обирают водителей, оставляя себе большую часть комиссии в качестве прибыли. Ну что же, теперь у них появился достойный конкурент.

Пассажир в «inDriver» не может расплатиться за поездку по карте – принимаются только наличные. Это не очень удобно для пассажира, зато для водителя такси просто замечательно – получать деньги сразу на руки без банковской и посреднических комиссий (3-6 %).

Когда пассажир открывает приложение «inDriver» и вводит адрес назначения, ему высвечивается рекомендуемая цена поездки. Эта цена ниже, чем цена за аналогичную поездку в «Яндекс. Такси» или в других агрегаторах. При этом пассажир может сам ввести еще более низкую цену, и, как правило, если условия более-менее адекватные, найдется водитель, который примет заказ. Важно понимать, что при этом водитель выигрывает далеко не всегда. Создатели «inDriver» все же не святые, существует много хитростей и подводных камней. Предположим, есть длинная поездка, цена которой по «Яндексу» - 1000 рублей. Рекомендуемая цена «inDriver» по такой поездке будет около 700-750 рублей. Если пассажир введет самостоятельно цену ниже (например, 650 рублей), скорее всего найдется водитель, который примет заказ. Здесь срабатывает элементарная психология: водитель знает, что комиссия 0 %, что он получит на руки наличные, поэтому соглашается, хотя ему было бы выгоднее взять заказ того же «Яндекса». Таким образом, получается своеобразный демпинг от «inDriver», и именно здесь кроется основная претензия таксомоторного сообщества к этому сервису заказов такси: «inDriver» приучает пассажиров к тому, что поездка на такси может стоить еще дешевле (хотя, казалось бы, куда еще дешевле!). И в будущем перестроить сознание пассажира будет крайне сложно, - он привыкнет, что услуги такси крайне дешевые. Очевидно, что «inDriver» этим негативно и губительно влияет на весь рынок такси.

Существенный недостаток данного сервиса состоит в том, что водитель, который плохо знает город, может заработать на «inDriver» совсем не много. Когда высвечивается заказ на телефоне/планшете, у водителя есть несколько секунд, чтобы принять его, то есть времени на размышления и подсчеты практически нет. Если водитель примет заказ, отказаться от него возможности уже не будет, придется везти пассажира. Водитель видит место нахождения пассажира и видит место окончания поездки, ему нужно быстро сообразить, сколько примерно времени займет поездка и будет ли она ему выгодна. Например, классическая ситуация: ночная поездка, которая займет минут 45-50, в пригород. «Яндекс» бы назначил цену около 800 рублей, «inDriver» выдает пассажиру рекомендованную цену в 650, пассажир устанавливает цену в 600. Неопытный водитель, который плохо знает город, соглашается – не так уж плохо получить 600 рублей наличными без комиссии за поездку в 45 минут. Но только оказывается, что в пригороде новый заказ найти нереально, приходится минут 20 возвращаться в «цивилизованные» места, где можно найти нового пассажира. А дорога вся в ямах, машина портится, водитель нервничает. Опытный водитель, который знает местность, сразу поймет, что такой заказ невыгоден, и не будет его брать. Это очень важный момент в работе с «inDriver» - водитель, который плохо знает город, может заработать гораздо меньше, чем на других агрегаторах.

Возможно, что именно за такими сервисами заказов такси будущее. Телефонные диспетчерские еще местами сохраняются («Везет»), однако очевидно, что затраты на поддержание телефонных диспетчерских огромны, все больше агрегаторов отказываются от них, переходя на мобильные приложения. Будущее информационных технологий заключается в уменьшении количества посредников между клиентом и исполнителем, и «inDriver» в этом смысле сейчас является передовой компанией. Пока основные агрегаторы убыточны из-за ценовых войн, система, когда покупатель предлагает цену, а исполнитель соглашается или не соглашается, становится все более популярной, а создатели этой системы пожинают заслуженные плоды.

ОтменитьДобавить комментарий