Тарифные войны агрегаторов: демпинг продолжается, таксист страдает.

Совсем недавно в печатной версии журнала была опубликована статья «Демпинг продолжается или тарифные войны агрегаторов», где говорилось о том, как из-за конкуренции между Интернет-приложениями страдают водители такси, получая за тяжелую работу жалкие гроши. Сейчас прогнозы, которые мы делали в статье, оправдались: «Яндекс. Такси» перешел на фиксированный тариф. Это означает, что пассажир, решивший воспользоваться услугами данного агрегатора заказов такси, теперь будет с самого начала видеть конкретную сумму, которую надо будет отдать в конце поездки. И эта сумма не изменится, если такси попадет в пробку и простоит в ней час или пассажир захочет забежать на 5 минут в магазин, а вернется через 40. Такие ситуации лишь приводят к конфликтам между пассажирами и таксистами. Другими словами, для пассажира наступают замечательные времена, потому что теперь платить придется меньше. Но вот для водителя такси…

А вот водитель пострадает очень сильно. Во-первых, теперь у водителя, по сути, нет выбора: все три крупнейших агрегатора заказов перешли на фиксированный тариф. Фикса для таксиста всегда менее выгодна, чем тариф километр + минута или другие тарифы: постоянно случаются ситуации, когда поездка за 300 рублей из-за пробок в Москве длится час, а то и больше. Во-вторых, продолжается демпинг: Gett снизил тариф на 15 % в начале года, UBER на днях (7 апреля) снизил цены по всей России (в некоторых регионах снижение достигает 50 % (!)). Что же говорит Яндекс? «Снижение цен характерно для растущего рынка с высокой конкуренцией». Получается, что цены все понижаются и понижаются, пассажирам все лучше, так как платить можно меньше, а вот водители становятся нищими, работая по 12 часов в сутки за прибыль в 300 рублей.

Куда мы катимся? Во что превратился бизнес такси? Как случилось, что профессия таксиста, довольно престижная и прибыльная 15 лет назад, сейчас ассоциируется с нищенством, безденежьем?
Куда смотрят власти? Постоянные законопроекты Департамента Транспорта, усложняющие жизнь таксисту и предпринимателю в сфере такси во имя безопасности пассажира, — ДЛЯ ЧЕГО ЭТО, КОГДА ТВОРИТСЯ ТАКОЕ?! О какой безопасности может идти речь, когда все адекватные водители уходят из такси, потому что дворникам лучше платят? И кто приходит на их место? Трудовые мигранты, которые только по своему аулу и умеют ездить! Что такое фиксированный тариф для безопасности пассажиров? Это вспотевший водитель, который гонит на красный свет, чтобы как можно быстрее получить деньги и начать следующую поездку.

Мы призываем все честные СМИ осветить сложившуюся ситуацию. Если государство срочно не посмотрит на проблему с точки зрения водителей такси, совсем скоро начнутся автокатастрофы по вине некомпетентных таксистов, а затем весь бизнес будет просто уничтожен.

Далее вы можете ознакомиться с текстом статьи из 9 номера журнала «Московский таксист».

Демпинг продолжается или тарифные войны агрегаторов.
В Москве за последние пол года уже неоднократно менялись тарифы, по которым работают таксисты, которые, вопреки Закону о такси, устанавливают агрегаторы заказов, то есть информационные Интернет-приложения. И, конечно же, эти изменения не в сторону увеличения. Наши эксперты попытались разобраться, с какими агрегаторами на данный момент выгоднее работать водителю такси в Москве. Речь пойдет о тарифах на перевозки в классе «эконом» (без учета пиковых расценок, всевозможных бонусов и доплат), так как именно этим сегментом на рынке такси пользуется подавляющее большинство пассажиров, и именно в этом классе работает большинство водителей такси.

Первым не выдержал Яндекс.

В конце лета прошлого года Яндекс.Такси резко снизил тарифы для водителей до 9 рублей за одну минуту поездки и одновременно 9 рублей за каждый километр этой же поездки, что привело к массовому недовольству и даже акциям протеста со стороны таксистов, работающих по заказам этого агрегатора. В то же время водители, работающие по заказам агрегатора UBER недоумевали, чем недовольны водители Яндекса, если они, водители UBER, давным давно работают по еще более низкому тарифу — 8 рублей за одну минуту поездки и одновременно 8 рублей за один километр этой же поездки. Яндекс.Такси вынужден был снизить свой тариф, так как наблюдалось огромное падение в количестве и интенсивности поступления заказов от пассажиров. Спад был настолько сильным, что привел к оттоку не только пассажиров Яндекса, но и массовому переходу водителей к его конкурентам (кому охота часами простаивать в ожидании заказа). Как заявляли представители Яндекс.Такси, снижение тарифа в дальнейшем не окажет существенного влияния на заработок водителей, так как со временем привлечет больше пассажиров и, как следствие, увеличит количество и частоту поступления заказов. С этими доводами можно частично согласиться, ведь уже несколько лет тот же UBER не меняет базовый тариф в эконом классе (UBER X) и оправдывает свою стратегию тем, что заработок водителя складывается из расчета дохода за час работы, и выгоднее за этот час выполнить два заказа по 250 рублей, чем ждать заказ неизвестно сколько и, в лучшем случае, выполнить один заказ даже за 400 рублей. Действительно, не прошло и пол года, как ситуация с количеством и частотой поступающих заказов водителям Яндекс.Такси значительно улучшилась, но заработок водителей все же уменьшился на 10-15 % по сравнению с тем, что было до снижения тарифов.

Дешевый! Есть еще дешевле?

В столице действует так называемая большая «четверка» агрегаторов заказов такси: это UBER, Яндекс, Гетт и Везет. Остальные игроки московского рынка не в состоянии составить этим монстрам какую бы то ни было значимую конкуренцию. Из второго эшелона можно выделить компании СитиМобил, Ангел, с натяжкой Престиж и 1331. В феврале 2017 года, не выдержав конкуренции в демпинге, обваливает тарифы агрегатор Гетт — «эконом» 7+7 — как вам такое? Семь рублей минута плюс семь рублей километр — это еще ниже, чем у Яндекс и UBER! В стороне от этой бешеной пляски стоит такси Везет, практически полностью уже в 2016 году перешедшее на фиксированный тариф как для водителей, так и для пассажиров. Как только Гетт объявил о снижении своих тарифов, не прошло и месяца, как UBER начал тестировать фиксированный тариф. Правда, было объявлено, что это пробуется только для удобства пассажиров, но, по факту, «фикса» тариф уже несколько недель работает и отменять его по всей видимости никто не собирается.

Так кто же победит?

Подведем итоги. Среди большой «четверки» два агрегатора работают по фиксированному тарифу и два по тарифу минута + километр (недавний тариф UBER). За каким тарифом будущее? Сказать сложно, но все-таки с большой долей вероятности мы делаем прогноз — за «ФИКСОЙ». Если агрегаторы усовершенствуют расчеты стоимости поездок по фиксированному тарифу с учетом ожидания пассажира, изменения им маршрута или заезда на дополнительные адреса, то не будет недопонимания и конфликтов между водителем и пассажиром. Не будет массовых жалоб водителей к агрегаторам на разницу в итоговой стоимости поездок с требованиями доплатить. Конечно, водителю и пассажиру удобнее знать заранее, за какие деньги он едет, для обеих сторон важна «золотая середина», адекватная стоимость.

В булочную на такси — это нонсенс!

Услуга такси, по нашему мнению, не должна быть доступна абсолютно всем слоям населения. Для граждан с низким доходом есть общественный транспорт (метро, автобус, трамвай, троллейбус, ноги). Вызвать такси за 100 рублей до ближайшего магазина или до метро — это издевательство над водителем. Если посчитать время подачи машины, бесплатного ожидания, кручения по дворам, израсходованный бензин и время ожидания следующего заказа, то водитель везет пассажира в лучшем случае в «ноль», если не в минус. Спросите любого водителя, будет ли он брать заказ, если в программе заранее стоит сумма, например, 120 рублей? Мы не сомневаемся, что из 100 таксистов 98 не возьмут подобный заказ. Во избежание подобного, в тарифе должна присутствовать «минималка» или, по-другому, «подача», как минимум в 3-4 раза превышающая стоимость проезда на любом общественном транспорте. Такси не может быть альтернативой автобусу или метро. Четыре человека едут три остановки за 120 рублей, по 30 рублей каждый, потому что это, по факту, дешевле автобуса! Московские чиновники от Дептранса ставят себе в заслугу то, что в разы увеличилось количество пользователей такси за последние годы, что подача машины сократилась в среднем до семи минут, но хорошо ли это? Во-первых: это никак не заслуга чиновников. Увеличение количества пользователей такси, как и сокращение времени подачи машины, — целиком и полностью заслуга демпинга тарифов из-за конкуренции между агрегаторами (интернет-приложениями) и современными технологиями (удобство вызова такси). Во-вторых: за последние годы увеличение количества такси в несколько раз далеко не способствовало уменьшению пробок и улучшению трафика передвижения по городу. Время подачи сократилось , а время поездки увеличилось.

Деньги, деньги, деньги!

Если несколько лет назад агрегатор/таксопарк/водитель получал свою прибыль/комиссию с 500 рублей за одну поездку, то теперь он получает ту же прибыль с тех же 500 рублей, только водитель делает за эти деньги минимум две, а то и четыре поездки. Водители засыпают за рулем и, как следствие, огромное количество ДТП с участием автомобилей такси. Кто из вас добровольно согласится работать больше, а получать столько же или меньше? Правильно — никто! Так на кой х… таксистам вся эта «красивая»статистика Дептранса или агрегаторов, если водитель работает теперь чуть ли не в два раза больше времени и выполняет большее количество заказов, а зарабатывает даже меньше, чем, например, десять лет назад в 2007 году?

P.S. Cудя по анализу ситуации с тарифами, игры большой «четверки» в демпинг далеко не закончены, и уже в этом году стоит ожидать «решительных действий» по снижению платы за проезд на московском такси, и как всегда вся эта игра в первую очередь за счет простого таксиста.

ОтменитьДобавить комментарий