Газ или бензин, вот в чем вопрос. Или как сэкономить таксисту 10 тысяч за месяц

Скудный заработок таксиста в реалиях нынешней и без того нелегкой жизни весной этого года дополнительно усугубили наши власти. После триумфальной и безоговорочной победы нашего старого-нового Президента подорожание бензина не заставило себя долго ждать. На конец мая 2018 года цена за литр 95-го в московском регионе приблизилась к 45 рублям, а 92-го к 42, что практически на 10% выше по сравнению с зимой этого года. На каждую заработанную тысячу рублей расход таксиста только по топливу составляет в среднем уже 250 рублей, и это огромная сумма. Как вы знаете из опыта прошлых лет, все, что подорожало, никогда потом не дешевеет. Если курс валюты падает или цена на нефть растет, то по логике зависимые от этих факторов энергоносители и сырье, к которому относится такой продукт как бензин, вроде должны дешеветь. Но только не в нашей стране. Как говорят многие экономисты, стоимость самого бензина в его розничной цене составляет не более 10 рублей за литр, а остальное это налоги, акцизы и прочие накрутки государства и посредников-бизнесменов.

Как никогда актуально встал вопрос в отрасли такси о переводе автомобилей с бензина на газ, дабы хоть как-то сохранить минимальный доход водителя такси и таксопарков в отрасли таксомоторных перевозок. Существует несколько важных моментов, которые мы хотели бы осветить в этой статье перед тем, как вы примете важное решение установить газовое оборудование (ГБО) на Ваш автомобиль или продолжать тратить баснословные деньги на бензин. Основные вопросы, волнующие участников рынка таксомотора, это: безопасность ГБО, оформление в ГИБДД (легализация) ГБО, износ двигателя при работе на ГБО, затраты и регулярность сервисного обслуживания ГБО и самое важное - экономическая составляющая. Рассмотрим все по порядку.

Что такое ГАЗ? Из чего состоит установка? О поколениях газового оборудования.

О применении газообразных топлив на транспорте говорят многие. Мнения весьма противоречивые. Водители постарше вспоминают, как иногда пахло газом от старой волги ГАЗ-24 с карбюраторным двигателем, как постоянно плавали обороты холостого хода и тому подобное. Надо сразу сказать, что сами газообразные топлива не имеют запаха. Для определения утечек газа в него специально добавляют небольшое количество одоранта - этилмеркаптана, это вещество и придает запах, по которому можно почувствовать утечку газа. Если смесь газа с воздухом слишком богатая, на автомобиле без катализатора из выхлопной будет пахнуть этим одорантом. Сегодня оборудование для инжекторных бензиновых двигателей благодаря электронным системам управления позволяет организовать полное и качественное сгорание газовоздушной смеси.  

Современное газобаллонное оборудование (ГБО) очень разнообразно. Сегодня газ можно установить на любой бензиновый двигатель, у которого топливо подается у клапана впуска воздуха. Это, так называемое, четвертое поколение (киа рио, хендэ солярис, фольксваген поло и другие). Средняя стоимость комплекта ГБО с установкой на такие типы двигателей стоит в районе 30 тысяч рублей.  На двигатели с непосредственным впрыском бензина типа TSI, FSI  (двигатели с «послойным» непосредственным впрыском) установить газ будет посложнее и подороже на 50-60%. Стоимость самого дешевого комплекта такого оборудования с установкой обойдется уже 45-50 тысяч. Есть несколько технических решений. В таких двигателях с прямым впрыском надо отключить полностью подачу бензина. Ряд производителей (например, Volkswagen) уже на заводе устанавливает универсальные форсунки, которые при необходимости будут работать на жидкой фазе пропан-бутана (пятое поколение). Есть вариант, когда газ подается в двигатель, как и в четвертом поколении, только у впускного клапана, а бензиновые форсунки для их охлаждения подают небольшую дозу жидкого топлива. Это так называемое   промежуточное решение модификации четвертого поколения. В подавляющем большинстве случаев устанавливается четвертое поколение ГБО, и оно устанавливается, конечно, на бюджетные автомобили, используемые в такси. Можно установить на автомобиль не только пропан-бутановое, но и оборудование, работающее на компримированном (сжатом) «метане» под максимальным давлением 200 кг/см2. Но в Москве только 5 заправок «метана», баллоны относительно тяжелые и объемные, в автомобиле такси значительная часть багажника будет занята. Поэтому, в основном, внедряется сжиженный нефтяной газ пропан-бутан.

В задней части кузова вместо запасного колеса устанавливается баллон для газа, на который устанавливается блок арматуры с несколькими клапанами (мультиклапан). В соответствии с требованиями нормативной документации устанавливается так называемый дистанционный клапан, который перекрывает подачу газа при выключении двигателя или в случае его работы на бензине. Для заправки баллона в удобном месте в лючке бензинового бака или на заднем бампере монтируется устройство для заправки газом. Опыт показывает, что безопасность во многом определяется правильной установкой мультиклапана. Если это сделано правильно, мультиклапан будет обеспечивать безопасную эксплуатацию несколько лет. Баллон пропан-бутана обязательно переосвидетельствуется каждые 2 года. Во время этой работы проверяется и мультиклапан. Из баллона газ поступает по магистральной трубке из композитного материала под капот в моторный отсек. Здесь устанавливается газовый редуктор с электромагнитным клапаном. Таким образом, наличие двух клапанов на баллоне и газовом редукторе обеспечивает высокую безопасность. В редукторе предварительно очищенный газ испаряется, снижается его давление, и он подается через дополнительный фильтр в газовые инжекторы. Форсунки, управляемые специальным газовым электронным блоком, подают газ во впускной коллектор двигателя. 

Надежная устойчивая работа двигателя существенно связана с параметрами форсунок. Сегодня на рынке много различных по цене и качеству комплектов ГБО с различными форсунками. Есть вероятность, что в стремлении владельца автомобиля сэкономить несколько тысяч рублей в итоге будет установлено некачественное, дешевое оборудование, которое не сможет обеспечить полноценную адаптацию двигателя к газовому топливу и его надежную работу.  

На качественную, безотказную, многолетнюю работу двигателя на газе влияют одновременно несколько факторов. В России и многих других странах накоплен богатый опыт по этому вопросу. Уверенно можно сказать, что, если учтены отличия газового топлива от бензина, то будет обеспечена долгая эксплуатация. Но, если ряд факторов не учтен, могут быть и негативные последствия. Современные методы электронной подачи в сочетании с мониторингом решают проблемы. Многое зависит от правильной дозировки подачи топлива. Надо понимать, что газ это НЕ бензин. В чем-то он лучше. Пропан-бутановая смесь имеет октановое число (ОЧ) по исследовательскому методу в диапазоне 100-107. При этом в газовой смеси отсутствуют антидетонационные присадки, без которых не бывает высококачественного бензина. Эти присадки вызывают отложения (нагар) в камере сгорания, на свечах зажигания и на катализаторах. С другой стороны, высокое ОЧ требует более раннего зажигания. Во многом надежная работа двигателя зависит от правильной настройки электронных систем управления подачи газа. За этим следят одновременно штатная бензиновая система бортовой диагностики OBD и газовый блок управления. Если известная всем водителям лампочка CHECK ENGINE загорелась, возможные причины это: критические отклонения в газовоздушной смеси, неправильная настройка оборудования, плохое качество газа, так же причина может вообще не касаться ГБО. В таком случае надо оперативно посетить газовый сервис, и тогда неприятностей легко можно избежать. Это лишний раз доказывает значимость облуживания  специалистами высокой квалификации...

Сервисное обслуживание ГБО и затраты.

Техническим обслуживанием газобаллонного оборудования ни в коем случае нельзя пренебрегать. Современный водитель, несмотря на то, что практически не заглядывает под капот автомобиля, понимает, что моторное масло надо вовремя заменить, интересуется, какую марку лучше выбрать для разных сезонов, не поддельное ли оно. Последнее, скажем, очень актуально сегодня. А про газ некоторые владельцы автомобилей, работающих на пропан-бутане или метане, забывают. Прямо скажем, эти водители действительно рискуют пропустить опасную неисправность газовой системы. А ведь техническое обслуживание - это вовсе не дорогой комплекс работ. Посудите сами, заменить пару фильтров, очищающих газ, чтобы защитить прецизионную газовую аппаратуру, проверить течеискателем утечку газа и продиагностировать на компьютере газовую программу займет не более 20 минут. Стоит это около 1000 рублей и рекомендуется выполнять каждые 10000 км. При необходимости в эту стоимость работ войдет и расширенное диагностирование всей системы с настройкой. Конечно, наступает момент, когда это Т/О выявляет неисправность какого-нибудь элемента системы ГБО.

Безопасность в ДТП и при эксплуатации ГБО

Бытует мнение, что машины, работающие на газу, опаснее в эксплуатации, чем на бензине и на дизельном топливе. Это устаревшее суждение. Не надо забывать, что и бензин при неправильной   эксплуатации или неисправности системы питания может стать причиной пожара или вызвать взрыв автомобиля. Современное ГБО (баллоны, арматура) обеспечивает высокий уровень безопасности. Да, в СМИ встречаются сообщения о взрыве баллонов. К сожалению, журналисты часто не различают разницы между обычным газовым бытовым баллоном и специальной автомобильной емкостью для газа. В подавляющем большинстве случаев аварии связаны именно с бытовыми баллонами, которые перевозят в автомобиле. Современная арматура итальянского, польского или турецкого производства, устанавливаемая на автомобильные баллоны, имеет несколько устройств, обеспечивающих безопасность в различных происшествиях и несчастных случаях. В случае удара в область баллона при ДТП возможен обрыв трубопроводов. В этом случае баллон автоматически перекрывается. Также, если в случае пожара и нагрева резко повышается давление, то другие клапаны наоборот откроют выход газа и предотвратят разрыв баллона. Эксперты, проводившие анализ причин взрывов автомобильных газовых баллонов, пришли к выводу, что эти случаи вызваны на 100 % грубым нарушением требований к установке оборудования. Если Вы установите газ на одном из аккредитованных сертифицированных предприятий, таких проблем не будет.

Оформление в ГИБДД (легализация) ГБО

Как правило, практически любой сертифицированный сервис-центр по установке ГБО предоставит вам полный пакет документов для оформления в ГИБДД. С 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза 018 2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Это главный нормативный документ для автомобиля. Как всякий новый закон его выполнение вызвало вопросы как для установщиков ГБО, так и для клиентов, желающих его установить. С новыми требованиями возникли трудности по оформлению установки ГБО. Ни ГИБДД, ни другие уполномоченные организации не были готовы к нововведениям. Например, узаконить и регламентировать установку на крышу автомобиля такси фонаря с шашечками привело к затратам по оформлению в несколько раз больше, чем стоимость этого неотъемлемого атрибута такси, более полувека устанавливаемого без всякий оформлений. С газом все значительно сложнее, но в обоих случаях при отсутствии соответствующего Свидетельства можно лишиться возможности пользования автомобилем. В каком-то смысле условия по оформлению документов на автомобиль с ГБО - это фильтр для уровня предприятий, производящих установку этого ГБО. Не многим было по плечу оформление установки газа. И сегодня ГИБДД еще не до конца определились, как же правильно и главное быстро оформлять внесение изменений в конструкцию автомобиля. Дело в том, что в самом Техническом Регламенте 018 2011 имеются неточности.

Самое важное для таксиста – экономия денег

Стоимость бензина, как мы уже писали выше, 42 рубля за один литр АИ-92, стоимость литра газа в среднем 18 рублей. Затраты на установку качественного комплекта оборудования ГБО в среднем составляют 32 тысячи рублей. Расход газа по сравнению с бензином увеличивается в среднем на 20 %, то есть если ваш автомобиль на 100 км пробега расходовал 10 литров бензина в городских условиях, то газа он будет расходовать 12 литров на 100 км. При среднем месячном пробеге такси в Москве 7500 км бензина марки АИ-92 уйдет 750 литров х 42 рубля = 31500 рублей. При таком же пробеге в 7500 км газа будет израсходовано 900 литров х 18 рублей = 16200 рублей. Прибавим сюда тех обслуживание один раз в 10 тысяч км пробега 1000 рублей = 750 рублей на 7500 км пробега. И того затраты при ГБО составят 16950 рублей. Экономия составит 14550 рублей за месяц работы в режиме такси, то есть стоимость самого оборудования ГБО с установкой окупается практически за два месяца эксплуатации. Даже при сложностях и затратах на оформление (легализацию) в ГИБДД (пусть это еще 15 тысяч) через 3 месяца все затраты окупятся, и вы в дальнейшем сэкономите за год 14550 х 9 месяцев = 130950 рублей : 12 месяцев = 10912 рублей ежемесячного дополнительного дохода! Делайте выводы сами. 

P.S. Редакция издания «Московский таксист» выражает признательность за участие и оказание экспертной помощи в создании данного материала Кандидату технических наук, профессору кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Панову Юрию Владимировичу.

ОтменитьДобавить комментарий