Анатомия бойкота

Материал, подготовленный специально для 15 выпуска журнала "Московский таксист" Маратом Бедретдиновым - известным блогером и бывшим таксистом. Кстати, в разделе "Свежий номер" уже появилась онлайн-версия 15 выпуска - читайте и скачивайте!

Анатомия бойкота.

ИП закрыл. Автомобиль продал, денег, вырученных за него, не хватило на погашение кредитов, которые я набрал за время действия моего разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в г. Москве. В тот момент ко мне пришло осознание того, что я не заработал ничего за эти 5 лет. Все деньги уходили на обслуживание кредитов и просто на жизнь, в которой практически не было места радости и счастью. Такси высасывало из меня жизненную энергию. Были «всплески радости». Так с приходом новых технологий от одной крупной IT компании в сферу такси, казалось, сейчас будет прорыв и частные таксисты (индивидуальные предприниматели) смогут снова с гордостью говорить «Я таксист», достойно зарабатывать и быть уверенными в защите своих интересов со стороны властных структур.

Прорыв случился, но таксисты еще больше отдалились от своих пассажиров, потому что в цепочку «таксист-пассажир» добавилось еще одно звено посредников, потом еще одно. Со временем компания «Яндекс.Такси» начала диктовать свои условия в стоимости пользования легковым такси. Профессиональное сообщество в тот момент было в восхищении от предложенных технологических инноваций и свято верило в партнерство с крупнейшей компанией России. Приходилось работать все больше и за меньшие деньги, а тенденции на снижение стоимости моего труда усиливались. Так растаяли мои надежды купить новый автомобиль для продолжения работы в такси. Наравне со снижением дохода, компания «Яндекс.такси» предъявляла все новые требования к автомобилям по году выпуска, стране производства. Пытаясь быть в тренде и угодить растущему монстру, я поставил свою «ласточку» на прикол и пошел на аренду. Для того, чтобы получить скидку по аренде, необходимо было заплатить вперед на две недели. И что вы думаете я сделал? Пошел и взял кредит!  Когда я прокатал внесенные в счет аренды денежные средства, мне стало понятно, у меня уже нет достаточного количества денежных знаков для продления скидки по аренде, и она повышается на 200 рублей в сутки. Более того, появился еще один платеж в банк… В пятничный вечер у меня случился конфликт с пассажиром, скажу сразу - я не курю, поэтому установил определенные настройки в программном обеспечении, програма «Яндекс.Такси» отменила их. Клиент вышел почти на конечном адресе, так и не заплатив. Это стало последней каплей… Я поставил машину такси в парк.

Прошло два года. В апреле 2018 мне позвонили с радиостанции «Бизнес ФМ» и попросили прокомментировать события, происходящие в сфере такси. Я спросил, о каких событиях идет речь, извинились и прервали беседу. И раз уж мне не удалось прокомментировать сразу, то сделаю это сейчас.

Весной по Москве прокатились волнения среди столичных таксистов, недовольных ценовой политикой компании «Яндекс. Такси». На телевидении показали разъяренного человека, разносящего на кусочки рекламный плафон «Яндекс. Такси», установленный на желтой машине, он же вылил два ведра краски на соседний автомобиль. Это меня поразило. В 2016 году я написал статью «Забастовка желтых бомбил».  Считал, что в 2018 году протесты таксистов невозможны. В течение всего апреля СМИ, подконтрольные Правительству города Москвы, подробно рассказывали о всех проблемах таксистов и пассажиров, связанных с заказами через мобильное приложение «Яндекс. Такси». Привлекались ребята из движения «Стоп Нелегал», вещали утром и вечером. Не понятно, что происходило, СМИ придавали значимость выступлениям таксистов, тогда как ранее стремились принизить количество и свести на нет попытки водителей высказать недовольство.

Я начал отслеживать дальнейшее развитие событий. А дальше становилось интересно и страшно. Неизвестные атаковали автомобиль мобильного контроля качества «Яндекс. Такси», воткнули кирку в капот, залили краской ветровое стекло. Затем ко входу в офис «Яндекса» подбрасывают дымовую шашку, разбрасывают листовки с требованием о снижении комиссии сервиса до 10 % и увольнении генерального директора, происходит эвакуация из здания. Митинг, намеченный на 18 мая в Москве, отменяется из-за того, что руководитель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин поставил личные интересы выше общественных и забыл согласовать его. Кажется, всё закончилось, но...

24 мая проводится конференция РБК «Цифровые технологии в такси”», где компании «Яндекс. Такси» устами председателя правления транспортной ассоциации Московской агломерации "ТАМА" господина Блудяна Н.О предлагают при отсутствии государственного регулирования просто договориться. Договориться неизвестно о чём. На той же, кстати, конференции признается, что соблюдать законодательство в сфере такси в нынешних реалиях просто невозможно.

В интернете обнаруживаю ролик, на котором неизвестный молодой человек руководит съемочной группой телеканала «Москва 24» и массовкой до 10 водителей такси, отдавая команды, когда следует поднять руки, предлагая одному водителю разбить лайтбокс «Яндекс. Такси». Каким-то случайным образом балонный ключ, которым разбивают впоследствии лайтбокс оказывается на заднем сиденье такси, возможно “забыл” пассажир. Следует отметить, что этот “дирижер” совсем не похож на таксиста, но именно он больше всех скандировал и призывал к вандализму. Номерные знаки скрыты, сняты, нечитаемы, поэтому установить принадлежность такси невозможно. Постановка в стиле “белых касок”, вот такое впечатление у меня оставило увиденное.

Дело в том, что подходит к концу пятилетка с момента введения желтого цвета такси в городе Москва. Число зарегистрированных в Москве разрешений на деятельность такси снижается, предприниматели предпочитают не оклеивать автомобили полностью и получают разрешения в Московской области. Помимо конфликта властей Москвы с властями Московской области, растет число тяжелых ДТП с пострадавшими, которые получили освещение в федеральных СМИ. Пассажиры рассказывают о серых схемах, которые существуют на рынке такси, о огромном количестве посредников, об отсутствии контроля со стороны властей. Нередко водители такси скрываются с места ДТП, родственники погибших прилагают усилия для их розыска, иногда международного. Даже если удается привлечь к ответственности водителя, всем остальным участникам цепочки перевозок в такси все сходит с рук. Желтое такси стало опасным из-за увеличения фактического пребывания водителей такси на линии и как следствие переутомление водителя, они просто засыпают за рулем. Большенство крупных таксомоторных парков разорились, поэтому встречи мэра Собянина С.С. проходят сейчас за столом с чашечкой чая, хотя 5 лет назад он ходил по территории таксопарков, общался с диспетчерами и водителями на фоне новеньких желтых такси, под лестные речи директоров этих предприятий.

Но свалить все на Яндекс.такси или на бомбил уже не получится. Да и пассажиры прозрели. Не мобильные же приложения заказа такси выписывали штрафы за движение машин такси по выделенной полосе для общественного транспорта, делая невозможным обжалование не законных постановлений, а затем приставы изымали автомобили за неуплату этих штрафов. Это делал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы под чутким руководством Ликсутова и его заместителя Пронина. За пять лет не решена проблема со стоянкой такси в центре города. Вместо этого введена система фотофиксации нарушений остановки, что просто парализует работу такси в центре города, снова загоняя таксистов в долги по штрафам. За эти пять лет из профессии ушли лучшие кадры, инвесторы потеряли свои деньги. И это не экономические риски, это власть самоустранилась от решения проблем.  Да цифровая экономика нанесла ущерб реальной экономике такси, но ответственность за жизни людей лежит полностью на Правительстве города Москвы. Таксисты в Москве не стали “Желтыми королями”, а просто каждый день сеют смерть на улицах моего города…..

P.S. Снижение количества выданных разрешений и увеличение аварийности с участием автомобилей такси симптомы прогрессирующей болезни... и это не болезнь роста.

Марат Бедретдинов бывший таксист и ИПэшник.

Youtube канал «такси Пират»

ОтменитьДобавить комментарий